Описание празднования Таусеня

1. Перед началом праздника надобно сделать устроение Капища

а). Установить Родовой столб, перед ним поместить алатырь-камень (или колоду);

б). Сделать опашку Капища и кострище под Сакральный (Требный) Огонь;

в). Очистить и заговорить место. Для этого жрецы обходят Капище по внутренней стороне опашки посолонь и рекут заговор: "Чур-чурила, Стар-перестар…"

2. Все призываются на общий сбор (с помощью била), дабы на Требище все пришли с настроем вдумчивым и серьёзным.

После на Капище необходимо Зачин провести, из трёх столбовых славлений состоящий:

а). Славление Предкам. Хвала живым и ушедшим…") и Матери-Земле-Кормилице за Урожай;

б). Славление Велеса за покровительство, которое он славянину-труженнику оказывает;

в). Славление Роду у родового столба.

4. После Зачина волхвом читается Кощуна праздника, всем собравшимся на разумение.

5. Волхв призывает потворников, которые, идя противосолонь, обносят всех собравшихся по кругу Требной ладьёй (или Требным хлебом). Каждый из пришедших, кто желает, кладет на будущую Требу руку (или обе), вкладывая свои пожелания любому славянскому Богу или Духу, так как Треба та в Ирий сложный путь иметь будет и даже в Нави побывать успеет.

Затем творится Мистериальное действо:

Те, кто посмелее - кто не боится кошения в Нави (возможны также специальные ритуальные игрища - что-то наподобие отбора претендентов в дружину Василия Буслаева) вместе со жрецами идут к Калинову мосту, что Явь и Навь соединяет. Прочие поддерживают их с горы веселыми песнями и плясками. Через мост переходят лишь самые храбрые и идут к Навьей Хозяйке (можно и к "хозяину", да только с Чернобогом общаться дело малоприятное) за зельем сновидений и вечной жизни, дабы Даждьбог (в этой своей ипостаси) обязательно вновь вернулся из Ирия в следующем году. Хозяйка Нави задает непрошенным гостям множество хитрых загадок (например: вопрос - "чего больше чем деревьев в лесу?", ответ - "звезд на небе!"), которые, конечно же, бравые славяне легко разгадывают. Задобренная правильными ответами и разными дарами Навья Хозяйка смягчается и отдает Зелье, после чего оно кладется в ладью (или впресовывается в Требный хлеб) и радостные жрецы идут обратно, да не тут-то было! Из Нави их не выпускают злые стражи, которые опять же загадки загадывают и требу человеком требуют. Воля их такова: один из смельчаков должен навечно остаться с ними! Все смельчаки по очереди кошатся (кидают жребий) - тот, кому первому выпало две шестерки, остается в Нави вместе со стражами (или же сам "перекидывается" Навьим стражем - бесом). Остальной же славянский люд, откупившись перед навьими таким образом, подымается на Капище, где к тому времени уже вовсю пылает Требный костер.

7. В ладью докладываются дары Даждьбогу, с коими в Ирий его провожаем, - Треба полностью готова для Обряда.

На Светлом Капище происходит Обряд:

а). Капище "закрывается" от Требища топорами;

б). Сакральный (Требный) Огонь заговаривается ("Огнь - Батюшка, Огнь - Сварожич…");

в). Пробивается столб Силы ("Разыдись темно, разгорись добро…");

г). Треба освещается над Требным Огнем ("Свята Треба, святи, освещайся…").

9. После освещения Требы народ начинает закручивать хоровод посолонь вокруг Капища. В это время на Капище жрецами читается заговор "Ой ты гой еси Сокол - Белосер…" с соответствующей оконцовкой, поясняющей проводы Даждьбога и встречу Световита. После чего Треба Даждьбогу кладется в Огнь, вместе с ней мы провожаем в Ирий и самого Даждьбога. Каждый из жрецов на Капище речет свои славления уходящему в Правь Богу.

10. После того как Треба Богами принята, жрецы возносят зазывания вновьявленному Солнечному Богу - Световиту. Затем на Капище славят всех славянских Светлых Богов: Световита, Трояна, Сварога, и прочих (или же жрецы просто рекут славление Всебожью). Последним речется слово о Велесе, о добром к людям Явленом Боге. Братина идет посолонь сперва на Капище, а затем и вне его. Каждый славянин волен прославить вновьявленого Солнечного Бога, Велеса, или любое другое Божество, какое сердце подскажет. На этом обряд завершен и начинаются игры, потехи, пение и дуракаваляние. А уж далее Пир-Братчина (обязательно с наличием общего блюда, например пирогов с капустой) во славу Предков - Богов наших. Слава Световиту!

Описание составил Светояр, добрым людям на пользу